#
Биография и личная жизньИскусство → Георгий Милляр - биография, личная жизнь: Лучшая Баба-яга СССР

Георгий Милляр - биография, личная жизнь: Лучшая Баба-яга СССР


Георгий Милляр - биография, личная жизнь: Лучшая Баба-яга СССР

Георгий Милляр - редкий артист, который в гриме был более узнаваем, чем без...

Многим поколениям детей Милляр Георгий подарил незабываемые образы сказочных героев: Кощей Бессмертный, царь Чудо-юдо, чинуша Квак и, конечно, самая обаятельная и привлекательная Баба-яга.

Георгий Милляр - биография

Георгий Францевич де Мильё - такова настоящая фамилия актера - запомнился современникам не только по своему гениальному таланту, но и по весьма скромному образу жизни, никак не равному количеству его работ в кино и вкладу в советский кинематограф.

Всю свою жизнь он был бессребреником, ходил в одном и том же пальто и намозолившей глаза коллегам каракулевой шапчонке, ютился с матерью в маленькой комнате в коммуналке. Никогда не просил прибавки к зарплате - довольствовался тем, что дадут, не выпрашивал ни главных ролей, ни званий и наград. А ведь по праву рождения он мог бы вести совсем другую жизнь.

Детские годы жизни

Георгий Милляр - плод любви французского инженера и дочери иркутского золотопромышленника - родился 7 ноября 1903 года в Москве.. Его отец, ловелас и дамский угодник, приехавший в Москву строить мосты, был покорен красотой русской сибирячки Лизоньки Журавлевой. Соблазнив девицу, он, как человек чести, женился, получив недурственное приданое. Родившийся вскоре после этого первенец был окружен любовью, заботой и роскошью.

Семья де Мильё владела огромной квартирой в Москве, двумя дачами - в Подмосковье и Геленджике. Георгия воспитывали няньки-гувернантки, которые учили его всему, что было положено знать дворянскому отпрыску: светским манерам, танцам, музыке, живописи, литературе, французскому и немецкому языкам.

А тетка, известная в то время актриса, водила племянника на спектакли и за кулисы. Мальчик был всеобщим любимцем и баловнем, ему прощались любые шалости, взрослые аплодировали его маленьким представлениям, когда он воображал себя актером или фокусником.

Но безмятежное детство длилось недолго. Вскоре умер отец. Мать, опасавшаяся революционных волнений, отправила сына к деду в Геленджик. Там Милляр впервые в жизни узнал, что такое лишения и голод. Московская квартира и дача конфискованы, фамильные бриллианты давно обменяны на продуктовые карточки, антикварная мебель пущена на дрова.

Родственники исправили его фамилию на менее буржуазную - теперь он Георгий Милляр. Произносить вслух слова на немецком или французском было строго запрещено, равно как и демонстрировать светские манеры. Больше небрежности в костюме, угловатости в походке, хорошо бы научиться сплевывать под ноги. И не высовываться.

Последнее правило он запомнил на всю жизнь - и не высовывался. Со своей ролью мальчика из пролетариата, недотепы и двоечника, Георгий справился отлично - он же мечтал стать актером!

Милляр - Театральный дебют

Окончив среднюю школу, биография Милляра продолжилась в театре, он поступил в театр в Геленджике мальчиком на побегушках. Опять этот пыльный запах кулис, мигающие софиты и скрипящие половицы, как правило, безвкусные театральные костюмы и бутафорские фрукты. Воспоминания о детстве!

Милляр следил за всеми репетициями и все роли знал наизусть. Когда актриса, исполнявшая главную роль в спектакле «Золушка», внезапно заболела и директор рвал на себе волосы, собираясь отменить представление, Милляр скромно предложил свою кандидатуру в качестве замены.

Ему поверили. Зрители аплодировали стоя, даже не подозревая, что вместо златокудрой актрисы перед ними стоял загримированный семнадцатилетний парень. С тех пор, помимо обязанностей бутафора, Милляр стал «мальчиком на замену» - за ту же зарплату, разумеется.

Георгий Милляр - Обаятельная нечисть

Ни Суворова, ни Цезаря Милляру сыграть так и не довелось. Среди более 80 ролей в его фильмографии почти все - эпизодические. Но самой главной его творческой находкой стало воплощение образов нечистой силы, особенно женская роль Бабы-яги, которую Милляр играл несколько раз.

Ведь недаром его актерская карьера началась с «Золушки». Доброй феей в судьбе Милляра стал кинорежиссер Александр Роу, знаменитый автор советских фильмов-сказок.

На роль Бабы-яги он пересмотрел много актрис, в том числе великую Фаину Раневскую. Но даже она не смогла «попасть в точку». И тогда Роу решился попробовать Милляра, с которым уже работал над фильмом «По щучьему веленью» (в нем Милляр блестяще сыграл царя Гороха). Георгий Францевич сам придумал необычный грим и костюм - груду тряпок. Характер он взял с... соседки по коммуналке, вздорной и вечно всем недовольной старухи.

Добавьте горб, нечесаные патлы, старчески дребезжащий голос, переходящий с визга на утробное ворчание, - и вот она, антисекс-символ Советского Союза, ужасная и привлекательная сказочная ведьма, при виде которой детишки в киностудии со слезами разбегались в разные стороны. Голливуд отдыхает.

Впрочем, если верить слухам, Милляра неоднократно пытались сманить в американскую «Фабрику грез». Но ни посуленные миллионы, ни мировая слава не смогли прельстить советского актера. А что ему было терять? Копеечные гонорары и комнату в коммуналке, куда из-за мамы он не мог привести ни одну девушку?

Обывательский ум не постигнет причины, по которым Милляр любил страну, отнявшую у него все: происхождение и фамилию, семейный капитал и квартиру, и не давшую ему ничего: ни достойных ролей, ни наград и премий, ни даже возможности завести семью. Однако никогда и никому великий актер не жаловался на свою жизнь.

Он лишь шел за бутылкой портвейна и тихо, в одиночку, выпивал ее где-нибудь на обшарпанной скамейке в парке. С ним всегда были тетрадка и огрызок карандаша, которым он записывал пришедшие на ум афоризмы-«милляризмы»: «Баланс. Одна утренняя рюмка нужнее двух вечерних», «Алкоголь - это посредник, примиряющий человека с действительностью», «Галантность пробуждается после третьей рюмки, но исчезает после восьмой».

Или еще такой: «Актер - это кладбище несыгранных образов». Были в его «Алфавите Милляра» и более хлесткие высказывания. Актер был остер на язык и любил шутки «с клубничкой». Впрочем, иронизировал и над собой, называя себя «Старик Похабыч».

На съемках он все чаще стал появляться подшофе. Его друг Александр Роу беспокоился, часто ругался, замахивался на актера палкой, угрожал: «Все маме расскажу». А Милляр делал вид, что ужасно его боится, говорил: «Ничего, я все стерплю». И терпел. Но страсть к выпивке была сильнее.

Современники Милляра рассказывают анекдотичный случай. Съемочная группа на неделю уехала в богом забытый уголок. Магазинов нет, выпивку не достать, только раз в день приезжает автолавка. Роу строго-настрого запретил продавать актерам спиртное. Но Милляр выкрутился.

Используя все свое обаяние (французские корни все-таки), он уговорил продавщицу на обман: та ставила в его бидон чекушку, а потом заливала ее молоком. И счастливый Милляр у всех на виду возвращался в комнату, гордо демонстрируя расплескивающееся молочко. К вечеру он доходил «до нужной кондиции».

Георгий Милляр - личная жизнь: Женись!

Говорят, большая любовь все-таки была в биографии личной жизни Георгия Францевича. В тридцать лет он без памяти влюбился в актрису одного с ним театра. Она казалась ему ангелом, сошедшим с небес, -без изъянов, без недостатков.

И вот однажды, в разгар романа, «ангел» объявила ему, что беременна и он обязан на ней жениться. Но Милляр знал, что не может иметь детей. Лжи он не простил, роман был окончен. Больше девушкам артист не верил и старался держаться от всяких амуров подальше.

Но вот ему 65 лет, мамы уже не стало, и лучший друг и соратник требует, чтобы он нашел себе спутницу в личной жизни. А тут в соседнюю по его коммуналке комнату переехала новая жилица: тихая спокойная женщина 60 лет. Милляр рассудил так: провожать не надо, привычки менять тоже. И посватался.

Соседка была удивлена: «Да мне уж мужчина-то не нужен!» На что Милляр со всей своей остроумностью мгновенно парировал: "А я не мужчина. Я Баба-яга с яйцами!"

Свадьбу отмечали всем театральным составом прямо во время съемки «Варвары-красы, длинной косы», где Милляр играл Чудо-Юдо.

Спустя пять лет, когда актеру стукнуло 70, их коммуналку расселили. Миллярам дали крохотную квартирку на последнем этаже многоэтажки в глухом спальном районе.

Лифт то и дело ломался, крыша постоянно протекала, и супруга Марья Васильевна, замучившись бегать с тазиками, сказала мужу: «Ты бы сходил, попросил квартиру этажом ниже и поближе к метро!». На что Милляр, приобняв ее за плечи, ласково ответил: «Ничего, до метро я как-нибудь и на трамвайчике. ..» Святой был человек...

В1973 году ушел из жизни Александр Роу, и сказка в актерской биографии-карьере Милляра закончилась. Были эпизодические роли, позволявшие заработать на кусок хлеба, но не больше.

В своей книге афоризмов Милляр однажды записал: «Счастье - в чем угодно, но только не в долголетии». Ему самому было суждено уйти из жизни за пять месяцев до 90-летнего юбилея.
Напишите свой отзыв