#
Биография и личная жизньИскусство → Игорь Костолевский - история жизни актера

Игорь Костолевский - история жизни актера


Игорь Костолевский

В его героев влюблялись почти все женщины Советского Союза, однако в кино Игорь Костолевский попал совершенно случайно. Оно-то и сделало актера знаменитым.

Он был чудо-малышом с пронзительно глубоким взглядом. Про таких на детских площадках говорят: «Ах, какой мальчик, ангел просто!» Но на деле «ангелочки» довольно часто оказываются маленькими чертенятами. Не стал исключением и Игорь. Он не любит рассказывать, каким был в детстве, и понять это нежелание можно. Весьма избалованный, хулиганистый мальчишка, на которого родители регулярно получали жалобы, а заодно и вызовы в школу. Главе семейства - высокопоставленному служащему «Экспортлеса» -приходилось краснеть за отпрыска.

Между тем детскую душу томили недетские страсти, а порой и мучила ревность. В первом классе Игорь впервые влюбился в девочку-ровесницу с длинной косой. Именно коса была предметом его почитания. Однажды, прихватив из дома ножницы, он отрезал ее часть на память. Видимо, тогда в нем проснулся дух рыцаря, мечтавшего всегда иметь при себе хотя бы маленькую вещицу от любимой...

Благосклонность женской половины человечества естественным образом вызывала неприязнь уличных пацанов. «Настоящим парням» не нравился «тот самый симпатяга», в которого влюблялись знакомые девчонки. Драки следовали одна за другой. Чтобы не терпеть поражения, Игорь решил заняться боксом, а перед родителями стоял другой вопрос: где их чадо получит аттестат о среднем образовании. Выбор пал на вечернюю школу. Как того требовали правила школ рабочей молодежи, днем молодой человек работал испытателем в НИИ кварцевой промышленности, а вечером учился.

Куда поступать после школы, в каком институте продолжать обучение, даже не обсуждалось -конечно, только строительный! Отец был специалистом по лесу и работал во Внешторге, старший брат получил специальность инженера - все закономерно, можно сказать, естественный ход событий. Но Игорь сделал непонятный родне кульбит: после двух лет обучения в техническом вузе младший Костолевский убедил приемную комиссию ГИТИСа и стал студентом на курсе Андрея Александровича Гончарова.

После окончания курса мэтр взял ученика к себе, в знаменитую Маяковку. С этого момента судьба испытывала Костолевского на прочность самым жестоким образом. Он попал в нелюбимчики: Гончаров использовал его в массовках, ругал и демонстративно третировал. Он «не видел» Костолевского, Игорь был актером не его плана. Мастер ценил надрыв, страсть, а сдержанная интеллигентность претила его пониманию профессии.

Тем временем параллельно театральному фиаско всходила счастливая звезда Костолевского - кинематографическая. Кино - вот где были востребованы его красота и умение передавать широчайшую гамму чувств - взглядом, мимикой, скупым жестом. Его фильмография началась с небольших ролей, но актер быстро запомнился зрителю.

«Звезда пленительного счастья» вспыхнула в 1975 году. Снявшись у Владимира Мотыля в роли поручика-декабриста Ивана Анненкова, Игорь проснулся знаменитым. Теперь он был любимцем не скромного круга знакомых тетушек, а мегазвездой, мечтой прекрасной половины Советского Союза. Женщины рыдали: история любви Ивана Анненкова и Полины Гёбль, француженки-модистки, не могла оставить равнодушными. Страсть, любовь, человеческая трагедия богатого барина, ставшего бунтарем, закованного в кандалы и сосланного в Сибирь, стали основой его роли. Любовная история с француженкой, последовавшей за ним, - стержнем картины.

Режиссер Владимир Мотыль выдержал натиск художественной комиссии, не желавшей утверждать Костолевского на эту роль, и не прогадал: актерский дуэт Костолевского с полькой Эвой Шикульской (Полина Гёбль) стал одним из главных в фильме.

Но слава кино на театр не распространилась. Андрей Гончаров был разозлен, считал успех незаслуженным и полностью приписывал его только «смазливой внешности». Он не видел таланта в своем воспитаннике. Друг детства Костолевского, бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой рассказывал об этом этапе жизни Игоря: «Когда человек играет в достаточно юном возрасте такую роль, какую он сыграл у Мотыля, становится бесконечно знаменитым, а в театре он выходит "кушать подано" и его мордой возят по подмосткам - это очень трудно...

И ему все время говорят: "Это твоя морда, потому что ты - красавчик, ты - такая модель, а не артист..."» Но Костолевский выдержал и это, сохранив свой внутренний стержень. За всю жизнь никто не услышал от него сетований на Андрея Гончарова, напротив, актер всегда подчеркивал, что именно этот человек, мэтр, научил его мастерству, создал из него актера. Преданность и благодарность - пожалуй, эти бесценные качества могли бы стать его характеристикой. Ни сплетен, ни интриг, ни участия в актерских заговорах. Он, имея возможность выбирать, так и не изменил единственному театру.

Театральное признание пришло постепенно. Роман Виктюк не посчитал внешность актера камнем преткновения: «Когда я посмотрел на Костолевского, я себе закричал: он же Маленький Принц! Он - принц, принц добрый и открытый!»

Виктюк разглядел в душе сдержанного артиста и тревоги, и волнения, и нешуточные страсти. В 1980 году он пригласил его в свой телеспектакль «История кавалера де Грие и Манон Леско». Опять «звезды сошлись»: Валентин Гафт, Юрий Яковлев, Александр Збруев, и он, Костолевский, в главной роли влюбленного де Грие. И снова - успех. Костолевский не потерялся, не растворился на фоне своей партнерши Маргариты Тереховой, и об актере вновь заговорили, но уже в кругах почитателей творчества Виктюка.

Эта роль стала новым признанием, и у этой победы была высокая цена. Виктюк рассказывал, как раскручивал бешеную страсть, накалял атмосферу разрешенными и запрещенными приемами, доходил до провокаций, но «вытащил» из Костолевского того самого кавалера де Грие, и даже сарказм Валентина Гафта сменился восторженным вздохом восхищения. На съемочной площадке всегда была толпа, и режиссер приветствовал ее: «Сидите и смотрите, как работает удивительный артист!»

«Свои» режиссеры увидели в Игоре Костолевском широчайший диапазон. Ему оказалось подвластно все: лирика, трагикомедия, фарс, буффонада. Его занимали в своих постановках Борис Морозов, Петр Фоменко, Петер Штайн, Валерий Фокин. По контракту он работал на сценических площадках Норвегии, Швейцарии, многих московских театров. В родной Маяковке стал любимым актером Сергея Арцибашева, режиссер увидел в нем Ивана Карамазова, Подколесина, Плюшкина... Сегодня Костолевский -ведущий актер своего театра и участвует в десятках постановок.

В 2017 году актера избрали президентом российской национальной театральной премии «Золотая маска». Без сомнения, доверие коллег - еще один штрих к портрету Игоря Костолевского. Порядочность и честность ценятся в любые времена, но в конкурентной атмосфере часто подвергаются деформации. Костолевский сохраняет их всегда, не изменяя себе. Его искренность и особая порядочность подарили ему главные роли в кино. Наверное, есть что-то мистическое даже в названиях самих фильмов, ставших визитками кинематографической карьеры актера.

Кроме «Звезды пленительного счастья» была еще одна - «Безымянная звезда». Именно в этой картине Михаила Козакова наивный и добрый, честный и застенчивый Марин Мирою познает любовь со случайно оказавшейся в провинции светской львицей Моной. Учитель посвящает ее в тайну: он открыл новую звезду! Но Мона возвращается в свой привычный мир, а Мирою понимает, что звезды не спускаются к смертным с небес. Сыгравшая Мону Анастасия Вертинская уверена, что «Безымянная звезда» - лучший фильм Козакова, а Мона и Марин - лучшие ее и Костолевского роли.

Во время съемок возникло лишь одно затруднение. По сценарию Мирою должен был повысить голос на мадам Куку, героиню Светланы Крючковой. Интеллигентному актеру долго не удавалась эта сцена. Тогда Михаил Козаков шепнул Крючковой, что она может наговорить ему любые гадости, лишь бы Игорь вышел из себя. Какими словами она его разозлила - неизвестно, но, пройдя все стадии сдерживания гнева, Костолевский выплеснул-таки в кадр нужные эмоции.

Его фильмография включает десятки ролей. Открытый, честный комсомолец Евгений Столетов из телефильма «И это все о нем...» - благодаря этой роли он стал лауреатом премии Ленинского комсомола в 1978 году. Советский разведчик Андрей Бородин из «Тегерана-43» - там его коллегой по площадке был Ален Делон, и кто из них красивее и круче - большой вопрос: большинство советских женщин наверняка в мечтах отдавали предпочтение соотечественнику. Кинематограф использовал природную фактуру Костолевского - к радости многочисленных поклонниц. На съемках картины «Отпуск за свой счет», где он играл красавца-повесу, произошла встреча с Еленой Романовой, тоже актрисой и тоже красавицей. Впервые отношения с женщиной закончились браком.

Влюбчивый с детства Костолевский в душе походил на своего героя Марина Мирою - благородный и скромный. Он не был замечен в многочисленных романах с актрисами-коллегами, а экранная любовь так и оставалась лишь красивой сказкой для зрителей. Кстати, многие из них признаются, что сожалеют о его серьезности - очень уж хорош! Анна Ардова в одном из спектаклей садится герою на колени и говорит, что в это время по залу проносятся завистливые женские вздохи. Но Игорь Матвеевич - кремень!

Сам Костолевский о своем «секс-символизме» не хочет даже слышать. Терпеть не может и понятие «мачо»: «Я не большой любитель разглядывать себя на экране. Я не считаю себя никаким мачо и в мачизме мало что понимаю. Когда мне начинают рассказывать про мачо, я думаю: ну, тогда вычеркните меня из категории мужчин... Я вообще всегда на стороне женщин!»

Брак с Еленой Романовой случился довольно поздно - Игорю было уже 33. Вместе они прожили почти два десятка лет, в браке родился сын. Но счастливым союз не получился. Мистическим образом постоянные ссоры из того самого фильма «Отпуск за свой счет» проникли и в личную жизнь. Пара рассталась.

Жизнь казалась Игорю серой и неуютной. Ночами он бесцельно ездил по Москве и молил Всевышнего послать ему единственную женщину, женщину его судьбы. Именно тогда и началась настоящая мистика, догнавшая его через много лет отголоском фильма «Звезда пленительного счастья».

Для фестиваля в Авиньоне режиссер Валерий Фокин ставил спектакль «Татьяна Репина». Главную роль в спектакле играла французская актриса Кон-суэло де Авиланд. Из многих дверей в гримерные он открыл единственную, за которой была Она. Потом он много раз вспоминал Ивана Анненкова и его любовь к Полине Гёбль, любовь с первого взгляда. В 1998-м он понял, что это такое. Консуэло тоже не могла отвести взгляда от русского красавца.

Их любовь стала одной из классических историй, которые обязательно должны войти в историю. Ведь Консуэло с 12 лет ждала «русского декабриста» - так она сказала себе, поразившись мужеству русских офицеров. Она видела их, цвет русской аристократии, благородных, красивых. Видела там, на Сенатской площади Санкт-Петербурга в декабре 1825 года. Она чувствовала холод Сибири, слышала лязг кандалов... Окончив балетную школу в Софии и курс актерского мастерства в США, Консуэло отвергала поклонников - «не те», «не то». Их диалог в 1998-м мог показаться безумным:

- Ты - моя женщина! -сказал он...

- Я жду «своего декабриста»! - ответила она...

- Тогда ты дождалась, я -декабрист!

Как и Полина Гёбль, она бросила все и пошла за ним. Оставила блестящую актерскую карьеру на родине и стала представителем Франции в ОАО «Российские железные дороги». Приняла православие с именем Евдокия и любит, когда ее ласково называют Дуся. Она - настоящая "жена декабриста", и он счастлив.

В свои 70 лет - Игорь Костолевский - все такой же красавец. У него мно-гочисленнные награды, регалии, достижения, но, как сказал Михаил Швыдкой, «он пренебрегает возможностями публичности, которые выходят за пределы его профессии. Он никогда ни о чем не просит. Все, что ему надо, - хорошие роли!»

Автор: Элеонора Соколова
Напишите свой отзыв